Липняжка — село в Добровеличківському районі Кіровоградської області. Населення становить близько 4000 осіб. Орган місцевого самоврядування — Липнязька сільська рада. Площа - 4,77 км(кв). Густота населення приблизно 868,2 осіб на км(кв).
Липняжка – село казенное (не помещичье). Названия Липняжка получила от того, что по балке, которая идет до села Филипповки, росло много лип. Эту балку называли «Липнягами », потом и село называли Липняжкою.
Первые поселенцы пришли в 1596 году с Черниговщины. Позднее сюда переселялись люди из разных краев. Южная сторона села называлась «Бендерщиною», потому что люди переселились из Бендеров. Та часть села по балке, что идет до с. Карбовки называлась «Лубенщиною», потому что населена людьми из Лубен . Часть села по балке до села Водяна называлась «Литовщиною», потому что люди переселились из Литвы. Центр села назывался «Волощиной», так как населялся волохами из Бессарабии.
«Греченивщина» ( населена людьми из Чернигова, а название произошло от того, что на Черниговщине люди сеяли гречку). Украинцы селились по берегам рек, а волохи на горе, отсюда сложилась пословица: «Украинцы на болото лезут, а где ж зерно веять будут?»
Есть предположение, что село относилось к числу военных поселений, так как люди помнят, что тут было построено много казарм, где стояли всякого рода войска (кавалерийский эскадрон), штаб которых находился в Новоархангельске. Так как эта территория когда-то была в руках турков, то тут долгое время сберегались мусульманские мечети, которые приблизительно 1867 года 19 столетия были перестроены на христианские (православные) церкви. Для строительства церкви дерево привозили из леса, который расположен по берегам р. Синюхи. Возили дерево волами.
Жизнь крестьян была тяжелой. Земли они имели от 1 до 1 ⅟2га. Им приходилось арендовать землю на тяжелых условиях, однако и этого не хватало на содержание семьи, а поэтому крестьяне шли на заработки. Нанимались посезонно или поденно. Тяжелое положение становилось невыносимым от налогов, которые налагались на крестьян. Рассказывают, что людям не во что было одеваться и обуваться, а по этому часто ходили босыми по снегу. Дети босыми катались на льду, от чего тяжело болели и нередко умирали. Больниц и амбулаторий не было, врачей тоже, а лечением занимались бабки-знахарки. Зажиточных людей в селе было мало. Школы не было. Если и были грамотные люди, то учились они от других грамотных людей, которые учились где-нибудь в другом месте. Одна крестьянка 1857 года рождения рассказывала своим детям, что отец возил ее учиться в лес, где жил какой-то грамотный мужчина. До 1882 года в Липняжке не было настоящего учителя, хотя уже и была небольшая церковно-приходская школа, которая помещалась во дворе теперешней средней школы около старого корпуса. Церковь была построена в 1863 году, а школа была открыта после этого. Грамоте в той школе обучали детей дьяки. Срок обучения был 3 года. Учились читать, писать, считать, однако читали преимущественно церковно-славянский текст.
В 1882 году в Липняжку был назначен первый учитель-Богданов Александр Николаевич, он учил детей в маленьком помещении. Их было только 12 . 5 лет в селе работал один учитель, а потом было назначена ещё учительница. В 1886 году земское управление построило школу на две классные комнаты. Учение в ней началось в 1887 году. Учились по два класса в одной комнате. Всех учащихся было до 50 – ти человек. Она называлась « Земская народная школа». В 1898 году была построена еще одна школа № 2 ( у Панасова) . Это тоже была земская школа. Учения в ней проводились «От Покровы до Пасхи» т. е. от 14 октября до религиозного праздника Пасхи, связанного с приходом весны. Это было время, когда дети были свободны от обязанностей пастухов и нянек, когда взрослые находятся дома. А когда начинались полевые работы, в школу ходило мало детей, а кончали школу лишь часть тех, которые начинали учиться, например, из 30 детей заканчивали школу 9 человек. В 1901 году открыта была министерская двухклассная школа в помещении первой земской школы ( корпус № 2 ). В первый пятый класс этой школы набрали детей, которые заканчивали земскую школу в течении предыдущих трех лет. Принимали детей, которые лучше учились. Первый выпуск двухклассной школы состоял из 35 человек. Незначительная часть выпускников потом поступали в учительскую семинарию, или в агрономическое училище. Начала появляться сельская интеллигенция. Тот человек, который закончил двухклассную школу, считался образованным человеком. В 1905 году в Липняжке забастовок не было, потому что здесь не было помещиков, но митинги сзывались тайно, по левадам, рощам, в лугах, в лесах. Выступали на них с призывами бороться против царского правительства, помещиков учителя и некоторые крестьяне, как Кравченко Сильвестр, Кулиш Федор Филимонович, Манько Дмитрий ( отец Манька Семена Дмитриевича) . Многие из них потом сидели в тюрьме.
Топливо для учителей из школы покупали за счет родителей. Собирал деньги и распоряжался ими родительський комитет. Техноработников нанимали тоже за счет родителей.
Число учащихся с каждым годом увеличивалось и уже в 1931 - 1932 учебном году было три 5-ых класса, два 6-ых и два 7-ых. Размещалась семилетка в таких помещениях: основной корпус – бывшая министерская школа – три классные комнаты (одна достроена еще Богдановым). Один класс учился в здании около базара, один - в здании бывшей церковно-приходской (где клуб) .
Один класс в сторожке около церкви. Некоторые классы занимались во вторую смену.
На месте современного основного корпуса средней школы ещё в 1919 году был заложен так называемый « Народный дом» . Инициатором этого отдела был Кундиев, очень опытный делок и плут. Он собрал с населения много зерна на строительство, дерево и железо привез как будто из Терновки с помещичьего дома бесплатно . Поставили сохи , верх, укрыли и так этот «дом» стоял до 1930 года. В школе стало очень тесно, а поэтому решили достроить « Народный дом » для школы. Силами колхозов, какие уже были организованы в Липняжке в количестве десяти, это здание было достроено. В той части здания , которая находится от улицы, сделали большой зал для постановок, кино, а в другой части – четыре класса, учительскую и большой коридор. В 1932 – 33 учебном году там начались занятия. Помещение, где теперь клуб , было расширено, и в нем разместилась мастерская – дерево – металообделочные цехи.
А два класса были еще в том помещении, где теперь церковь. Позднее, когда в Липняжке была открыта средняя школа, а мастерские были ликвидированы, там, где была мастерская, а теперь клуб, были сделаны четыре классные комнаты. Зал в основном корпусе тоже был перестроен на три классные комнаты. В средней школе, таким образом, было 18 классных комнат, и все они были заполнены детворой. Кроме того, в селе была открыта ещё одна начальная школа – теперь № 1 . Первый выпуск средней школы был сделан в 1939 году. До 1941 года в селе было отдельно семилетняя школа , где теперь школа № 2. При средней школе был богатый физкабинет, библиотека – и всё это было уничтожено фашистами во время оккупации. В основном корпусе средней школы немцы устроили бойню. В учительской была коптильня ( рядом бойня) . В других классных комнатах разбирались туши убитых животных и перерабатывались на колбасы. В помещении семилетки ( школа № 2 ) была устроена конюшня. Когда немцев выгнали в марте 1944 , снова открыли школу, но негде было размещать классы. Во время летних каникул 1944 года за ремонт школьных помещений взялся весь коллектив работников школы: учителя и техработники. Своими руками они отчистили и отремонтировали классные комнаты. Колхозы тоже помогли провести внешний ремонт основного корпуса. В колхозах было очень мало тягла и рабочей силы, но всё – таки они выделили и людей и подводы, чтобы вместе с педколлективом приготовить школу к новому учебному году.
В первый год после оккупации в Липняжской средней школе были 8 –ой и 9 – ый классы, но учеников в них было совсем мало, а поэтому на следующий год в Липняжке оставили только семилетнюю школу и две начальных. Дети за годы оккупации переросли, а поэтому в 5 -7 классах было немного учеников, зато первых было 3 класса в семилетней школе, в школе № 2 – 2 класса, и в школе № 1 – 1 класс. В пятых – шестых классах , бывало, с осени придут много учиться, а потом отсеиваются, и остается мало. Парт почти не было, а поэтому сидели за столами, ученики приносили из дому скамейки, табуретки, а некоторым приходилось ложиться на пол и лёжа писать. Потом положение постепенно налаживалось, и в 1951 году в Липняжке снова открыли среднюю школу – 2 восьмых класса, которые и были выпущены в 1954 году.
Намного вырос материально – культурный уровень населения села. Если раньше дети каталась на льду босые, так как не во что было обуться и одеться, то теперь все хорошо одевались. Молодежь ходила в доброкачественной , красивой , модной одежде, все девушки и юноши имели хромовые сапоги, модельные туфли, кроме рабочей повседневной обуви.
Раньше торговая сеть была сосредоточена в селе Липняжка в руках частников, которых насчитывалось до 15 – 20 . Государственных магазинов не было. Товары ( особенно соль и рыба) доставлялись чумаками на волах (через наше село проходил знаменитый чумацкий шлях).
О сельскохозяйственных машинах, кроме конной молотилке, не было никакого понятия. Когда в 1933 году была основана Карбовская МТС, то на первый трактор смотрели как на диво. Теперь же мы свидетели того, как в наших колхозах все виды сельскохозяйственных работ выполняются при помощи машин, не говоря уже о перевозке грузов . Наши колхозники почти совсем отказывались от услуг лошадей, которых держат в колхозе как необходимый фонд для внутрихозяйственного обслуживания. В селе есть около 6 десятка легковых машин в личном пользовании колхозников, а также больше 5 сотни мотоциклов и очень много велосипедов . Колхозники уже не удовлетворяются домами на две половины, укрытыми соломой и камышом ( очеретом) и строят себе новые или перестраивают старые , кроют их железом, шифером, черепицей. Старую мебель : лавки, сундуки, деревянную кровать заменяют стульями , гардеробами, покупают дорогие никелированные кровати на панцирной сетке или с пружинными матрацами. Очень большой спрос в магазинах на эти вещи и другие культтовары. В селе есть радиоузел, во всех домах есть радиоточки. Колхозники с большим удовлетворением слушают радио. Есть в селе 4 больших оборудованных клуба, где демонстрируются кинофильмы и проводится культурно - массовая работа.
Еще в селе амбулатория, где работают квалифицированные медицинские работники, способные оказать необходимую помощь больному. Таким образом, за 40 лет существования советской власти и материальный и культурный уровень села возрос по сравнению с тем, что было до Великой октябрьской социалистической революции, очень высоко.
В новом семилетнем плане ставится задача на основе дальнейшего мощного подъема всех отраслей экономики и преимущественного роста тяжёлой индустрии. Обеспечить непрерывное повышение жизненного уровня трудящихся.
В современных условиях, когда в нашей стране созданы и успешно развиваются мощная промышленность и крупное сельское хозяйство, имеются все условия для того, чтобы в ближайшее время советский народ стал жить еще лучше, с более полным удовлетворением своим материальным и духовных потребностей.
Семилетним планом предусматривается следующее:
- значительный рост национального дохода и на этой основе серьёзное увеличение реальных доходов трудящихся;
- сокращение продолжительности рабочего дня и уменьшение числа рабочих дней в неделю;
- увеличение производства товаров народного потребления и улучшение их качества;
- широкий размах жилищного строительства;
- значительное улучшение общественного, культурного и бытового обслуживания населения.
В плане развития нашего села намечено летом 1959года начать строительство медамбулатории. Также построить шоссейную дорогу до РТС. А в 1960 году начать строительство типичной средней школы, с залами и кабинетами, с лабораториями и мастерскими, необходимыми для всестороннего развития нашего молодого поколения, способного по выходе из школы вступить на твердую почву трудовой нивы. В течении 60 года должно окончиться строительство Терновской Гидроэлектростанции, которая должна дать свет и в наше село. Таким образом, в великом семилетнем плане предусмотрено немало мероприятий, способных улучшить и нашу жизнь, изменить лицо старой Липняжки, через которую уже проходит не чумацкий шлях, а основная крупная магистраль Одесса – Киев.